Неделя свв. отцов. 1 января. Новый год.
« Все сии умерли в вере..
и говорили о себе, что они странники
и пришельцы на земли» (Евр. 11,13).
Так говорит апостол о ветхозаветных праведниках, которые удостоились быть отцами и предками Господа нашего Иисуса Христа. В этот воскресный день, находясь у преддверья Рождества Христова, когда мы все ожидаем и радостно встречаем рождение Спасителя мира, св. Церковь, трогательно и вдумчиво вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Богомладенец Христос.
Каждый из нас несет в своем теле,
в своей душе все прошлое человеческого рода. Во Христе, в Его человечестве,
жили все те, кого Он называл своими предками. Христос соединился с человеческим
родом, не избрав в нем род исключительно праведников и святых – в Нем живет
человечество и праведное и грешное. Но всех их объединяло одно – все они
боролись с грехом, пробивались через человеческую немощь, через бури истории и
жизни, пробивались к Богу и искали Его правды, искали света и святости, даже
если им не хватало сил осуществить свою мечту. Пройдя через горнило жизненных
испытаний, они начинали понимать, что человек - странник и пришелец на земле - отечество его на небе. Проходя через все
искушения и соблазны, они с надеждой и верой ожидали рождение Спасителя мира. С
ними был Бог (Ис. 7,14; 9,6), Который ни
какого грешника не покидает, Которого не пугает никакая людская неправда,
Который может нам казаться далеким только тогда, когда мы холодностью и
равнодушием не хотим знать Его. Христос, своей человеческой святостью оправдал
всех тех, кто был плотью и кровью Его. В своем воскресении и сошествии в ад,
Господь вывел из обители вечной смерти всех ветхозаветных праведников, с верой
ожидавших Его пришествия, и словами праведного Иова восклицавших: «знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний
день восстановит из праха распадающуюся кожу мою, и я в плоти моей узрю Бога»
(Иов.19,25).
Сегодня, за Божественной Литургией, в евангельском чтении, будет прочитана книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля (Мф. 1,17). Слушая о родстве Господа по плоти с Авраамом, Давидом и проч. свв. отцами, вспомним, что Он стал не только нашим Богом и Спасителем, но нашим Братом по человечеству. « Он не стыдится называть их братьями», - пишет св. ап. Павел. (Евр. 2,11). Он стал нам единокровным и сотелесным, «потому мы члены тела Его, от плоти и от костей Его» (Еф. 5,30). Когда мы отчуждаемся от Него своими грехами, Он снова приглашает нас восстановить единение с Ним: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18.11). Призывая к покаянию, Он нас снова принимает в духовное общение и возобновляет союз с кающимися грешниками, подавая Плоть и Кровь Свою и при этом, возглашая с безмерной кротостью и любовью: «примите, ядите: сие есть Тело Мое и: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 28,26). Какое снисхождение, какое спасение! Всякий раз, искренне причащающийся, будучи мертв духом, оживает; от грехов разрешается Духом Святым, освящается и обожается преславным обожением. Всех, кто пробивается к святости, кто делается храмом Духа Святого, кто так соединяется с Ним, что становится частицей Его святейшего, пречистого Тела Он спасает, оправдывает, прославляет - спасая, прославляя, оправдывая всех тех, чьими наследниками они являются.
Находясь в этот воскресный день в храме, вспомним о своем родстве с Сыном Божиим, воплотившемся ради нас, по человечеству родных Ему, вспомним о своем призвании и о тех, кто через страдания и святость были достойны называться предками Его. Вспомним и попросим их молитв о нас, странников и пришельцев в этом мире, как и они когда-то, жаждущих Божьей правды и мира Его.
Прот. Дмитрий Сазонов, кандидат богословия.